AS Templates

Библиотека

Иззат Султанов об Уйгуне

PDFПечать

Султанов Иззат Атаханович
16 (29) ноября 1910, Ош

Узб. сов. литературовед и драматург. Окончил Ташкентский педагогич. ин-т им. Низами (1937). К драматургии обратился в 1940; написал пьесу о деятельности М. В. Фрунзе в Туркестане, о дружбе узб. и рус. народов "Полёт орла" (1942, Ттр им. Хамзы). В 1941 (совм. с Уйгуном) написал историч. драму "Алишер Навои" (1945, там же, 1948), в 1960 - пьесу о совр. узб. интеллигенции "Люди с верой" (там же). С. автор историч. драмы "Неизвестный" (1963, там же), либретто оперы "Сердце поэта" (1962, Т-р оперы и балета им. Навои, композитор М. Ашрафи).


Придесловие к сборнику стихов Уйгуна "Твои Стихи", издательство - Советский писатель 1943 г.


Богата и красочна природа Узбекистана. Веками узбекский народ и его поэты воспевали аромат и плодородие садов своей страны, пестроту ее ковров-лугов, стеклянную прозрачность ее озер, шум её быстрых рек, таинственную тишину ее лунных ночей, гордое величие ее гор и зеленый бархат ее долин. Велико сердце трудолюбивого народа, живу¬щего в этой чудесной стране. Оно полно Сильных и нежных чувств, всю красоту и разнообразие которых может уловить и выразить только поэт тонкого чутья и острого пера.
Поэт Уйгун — один из таких немногих счастливцев. Его настоящее имя Рахматулла Атакузиев. Уйгун — его псевдоним. Он родился в 1905 году з городе Мерке Южно-Казахстанской области. На одной с ним улице жила Турсун-хола — женщина, умевшая рассказывать сказки. Дети звали ее «тетя-сказка».
Из ее уст Рахматулла узнал о существовании прекрасного, сказочного мира, полного своей особой жизни, мира, где живут храбрые, неустрашимые герои, готовые отдать свою жизнь борьбе со злом, несправедливостью и угнетением. О том, что на земле  существует зло, несправедливость и угнетение — 
Рахматулла знал уже из своего детского опыта.
В стране, где Он жил в детстве,—да и в других соседних странах,- господствовали ханы, баи и царские чиновники.

Первоначальное обучение малыш Рахматулла получил в старометодном училище, а затем он перешел в узбекскую советскую школу. В школе он познакомился с книгой. Она сделалась его верным другом. С особой охотой он читал произведении великих поэтов- Навои и Фузули. У них он учился искусству слагать стихи.
В 1923 году Рахматулла переехал в Ташкент и поступил в педагогический техникум. Здесь же он познакомился с театром. Студенты техникума устра¬ивали любительские спектакли и Рахматулда принимал в этих спектаклях горячее участие. Особенно хорошо удавались ему комические роли.
После окончания техникума в 1925 г. Рахмагулла Атакуаиев занялся педагогической работой он преподавал в Сельскохозяйственном техникуме узбекский язык и литературу.
Для пополнения своих знаний Уйгук в 1927 году, вновь становится студентом, на этот раз Педагогической Академии в Самарканде. Его учеба закончилась в 1930 году. Началась его разнообразная общественно-научная и литературная деятельность. Он работает в издательстве, пишет сценарии, драмы, рассказы, либретто балетов и занимается научно исследовательской работой, сперва в качестве научного сотрудника Узбекского института культурного строительства, а затем в качестве доцента Узбекского филиала Академии наук (УзФАН'а). Темы его науч-ных работ связаны с вопросами истории и теории узбекской литературы.
Свои стихи Уйгун начал писать в 1926—27 гг. и с тех пор прошел долгий и не всегда гладкий творческий путь. В его активе имеется уже 7 сборников стихов, книга рассказов, сценарии для балета и пьесы, не считая произведений, написанных им совместно с другими авторами: И. Султановым, В. Шкловским,   X. Алимджаном, С. Абдулла и Н. Погодиным.
В поэтической биографии Уйгуна чётко вырисовываются две. основных черты его творчества.
Чуткое и тонкое восприятие, природы — одна из этих черт. И вторая — любовь к новому человеку, который, воспринимая чутко красоту природы, в то же время, своим созидательным трудом обращает стихийные силы природы на благо трудящихся масс.
Пишет ли Уйгун о Джан-Темире, постигшем всю тяжесть батрацкой жизни (поэма «Джан-Темир»), или о колхознике Кариме. испытавшем радость свободной колхозной жизни («Бригадир Карим»), описывает ли поэт далекую Советскую Украину («Ветры Украины),
 каждая его строка дышит любовью к природе и человеку.
Лирический герой Уйгуна — не просто природа, изображенная пассивно, а человек — гражданин нового мира, влюбленный в красоту своей страны, гордый сознанием величия своего созидательного труда, бесконечно уверенный в своих творческих .силах. Разнообразен и богат ощущениями внутренний мир этого героя, раскрываемый талантливым поэтом. Лирическому герою Уйгуна свойственен не только радужный оптимизм, но и нежная беспричинная грусть, любовная тоска, горькое раздумье и, вообще, все разнообразие человеческих, чувств. От этого образ героя лирики Уйгуна становится еще более живым, человечным и близким.
Стихи Уйгуна напоминают богатством своих красок сады и луга  Узбекистана, певучестью — мелодии флейты  чабана  над просторами долин, рифмами — четкие, и звонкие двойные удары чанга.
Уйгун глубоко оригинален в своих произведениях, но вместе с  тем верен вековым поэтическим традициям своего народа. В этом одна из причин широкой популярности его лирических стихотворений.
Бойцов Отечественной войны, поэт называет «льва¬ми, пьющими воду из источников победы» (стихотворение «Кузгол дединг»).
Некоторые из поэтических приемов Уйгуна могут показаться надуманными. Но они вполне в духе узбекских классиков в них слышится отзвук узбекской народной поэзии.

Узбекская пословица говорит: «Каждый цветок имеет свой аромат». Советская поэзия несомненно выиграет от того, что в ее саду будет много цветов, имеющих каждый свой аромат.
Любовь Уйгуиа к традиционным для восточной поэзии приемам и образам, хотя и является характер¬ной его особенностью, но, отнюдь не исчерпывает собой все разнообразие его поэтической характери¬стики.
Там, где нужно, там, где этого требует тема,— Уйгун становится чистейшим реалистом. Его образы приобретают реально ощутимые конкретные формы. Описывая "варварские злодеяния фашистских людоедов, поэт говорит:
В каждом сердце наш гнев пылает,
 Пух и тот стал копьем стальным.
Нашествие фашистских захватчиков, вторгшихся в нашу страну, резко изменило дух и направленность поэзии Уйгуна.
Как и вся советская литература, поэзия Уйгуна стала воинственной по своему духу и патриотической по своей направленности.
Отныне Уйгун — Один из могучих выразителей народного гнева против фашистских варваров. Кровью окрасились его любимые пейзажи.
Вместе с другими советскими писателями Уйгун борется оружием своей поэзии за независимость и свободу нашей священной родины, давая еще один пример той великой сталинской дружбы народов, которая сплотила в едином патриотическом порыве все национальности нашего советского отечества.
Он уверен в том, что:
...И он придет — конец войне.
 Настанут отдых, счастье, мир,
 Вернется на лихом коне
 Домой твой первенец батыр,
 Что грезится тебе во сне,
Тот, без кого очаг твой сир...
 Ты кликнешь клич по всей стране
 И соберешь друзей на пир.
 И в день победы в честь тебя
 Мой лучший зазвучит  дастан.
Предлагаемаяя читателю книга стихов Уйгуна является ценным вкладом в сокровищницу многонациональной советской литературы и по праву займет в ней вполне заслуженное, почетное место.